Архив за день: 04.03.2006

Комплекты Го

Комплекты

Набор коричневых глазурованных камней (ссыпка)  в каменной чаше
Набор коричневых глазурованных камней (ссыпка) в каменной чаше.
Династия Мин (1368-1644).Китай

Хороший комплект по игре Го значительно поднимает уровень игры. Эта на первый взгляд странная особенность Го легко объяснима.

В Го мы проводим 90% времени, созерцая позицию и анализируя её. При этом как никогда высока активность мозга, который потребляет буквально всю зрительную информацию.

Для того, чтобы эффективно принимать решения в Го нельзя находится в состоянии перманентной концентрации. Обычно человеческий организм может концентрироваться около 15-20 минут. После этого наступает непреодолимое желание расслабиться. Поэтому мастера Го постоянно чередуют периоды концентрации и расслабления, чтобы не устать. На расслабление уходит до 30-40% всего времени, выделенного на партию.

Когда игрок постоянно видит перед собой некачественные камни-фишки и расцарапанную доску с кривыми, неопрятными линиями, то его мозг тратит свои ресурсы на гашение неприятного впечатления. Естественное стремление человека к красоте и гармонии заложено природой. Красота это внешняя характеристика здоровья и качества. Так, гниющий плод или фрукт и на вид неприятен. К нему не хочется приближаться. Исследования показали, что элементарные улучшения условий труда значительно повышают эффективность. Серьезно эти проблемы обсуждаются в эргономике. На востоке эта наука получила название Феншуй или искусство гармоничной организации пространства.

Игрок, который играет на плохом или некрасивом комплекте не может расслабиться и потому играет плохо. Мало того, он не получает удовольствия от процесса игры, а это очень важно. Известно, что если человек что-то делает без удовольствия, т.е. без отдачи, то продукт его труда почти всегда некачественный и даже вредный. Так как он содержит в себе негативные эманации создавшего его работника. Известно, что в плохо построенных домах уродливой формы или в окружении уродливых вещей у человека начинается депрессия. Он может заболеть и даже умереть.

Поэтому для игры Го необходимо использовать только качественные комплекты, соответствующих стандартов. Благо стандарты качества существуют, и они действуют на протяжении столетий.

Не стоит пугаться того, что хорошее оборудование стоит дорого. Это не так. Комплекты бывают разные. Конечно, невозможно достать хороший, качественный комплект дешевле, чем за 50-100 долларов. Ведь в России это оборудование не производится. Всё, что будет стоить дешевле, скорее всего либо низкокачественный товар из Китая, либо какой-то обман.

В данной статье мы расскажем вам о том, какие бывают комплекты, в чем их отличия и какие у них есть особенности.

Долг клуба знать историю каждого комплекта, который в нем есть

Обращаясь в клуб за покупкой комплекта, попросите, чтобы вам показали лучший комплект, который есть. Не важно, сколько он стоит. Вы должны видеть, какими комплектами располагает директор клуба. Если у него нет ничего дороже 100$, то скорее всего, всё, что он вам будет предлагать – низкокачественный товар. Серьезный клуб обязательно имеет в своем запасе премиум-комплект от 1000$. Директор клуба, который никогда не держал в руках такой комплект, не сможет и вас ничему хорошему научить. Значит он не знаком с корнями культуры Го.
Также часто можно услышать следующие слова: «Я вот куплю комплект похуже, посмотрю: понравится мне игра или нет, а потом куплю лучше». Возможно, что вы никогда не купите себе комплект лучше, потому что устанете от игры и не поймете её шарм. Поиграв на плохом комплекте, вам очень быстро расхочется тратить время на очередные низкопробные шашки-домино.

Когда я приехал в клуб выбирать комплект, то купил самый дорогой, который был на тот момент. Мне он обошелся в 200 $, но я никогда не пожалел об этом. Да, это было недешево для меня, но только благодаря прекрасной доске и чашам с камнями я готов был сидеть и учиться играть в Го. Мне это было приятно, а значит интересно.

Приходя в клуб за покупкой, обязательно поговорите с директором о том, в каких странах он бывал и где он закупает оборудование и комплекты. Выясните, кто его поставщики, знаком ли он с мастерами Го Китая, Японии и Кореи. Попросите показать его фотографии. Вы должны видеть, где учился директор клуба, которому вы хотите оставить крупную сумму денег. Подойдите к покупке комплекта основательно. Долг клуба знать историю каждого комплекта, который в нем есть.

Классические комплекты по игре Го изготавливаются только в трех странах: Японии, Корее и Китае. Китай – родоначальник игры. Здесь вы можете найти самые изысканные и уникальные комплекты, которые обязательно вас удивят. Япония – это вершина стандарта и качества. Уникальные комплекты могут стоить до 500 000$. Оборудование из Японии может позволить себе далеко не каждый. Это статусные комплекты. Корея – страна демократии в Азии. Комплекты из Кореи скромные, но со вкусом. Обычно они составляют основной ассортимент оборудования в клубах Европы и России. Корейский стандарт популярен в Европе. Это комплекты для самых разных людей.

(далее…)

Игра Го. Историческая справка и краткое описание

Игра Го (Вейцы)

Историческая справка

Игра Го (Вейци) была создана в Древнем Китае. Согласно легенде, император Яо заказал мудрецам создать интеллектуальное искусство для подготовки к управлению Поднебесной своего преемника Шуня. Мудрецы разработали для императора «Искусство Чи», которое впоследствии получило название Вейцы.

Вейчи входило в канон «четырех добродетелей мудрого» наряду с искусством каллиграфии, поэзии и игре на Гуцинь.

В тибетских монастырях монахи практиковали духовные упражнения и медитации, используя Вейцы.

В 7 веке н.э. Вейчи было воспринято японской культурой и сразу же утвердилось как искусство стратегов и военачальников. Получив название Го, игра не выходила за пределы аристократического сословия. До сих пор Го преподается в военных академиях Японии.

В 20 веке искусство игры Го открылось для европейской цивилизации. Россиян с Го познакомили статьи в журнале «Наука и Жизнь» издававшиеся в 70-х годах. Русская школа Го была основана при поддержке японской академии Го «Нихон Ки-ин».

Современная русская школа Го базируется на принципах уважения к культурам, воспитания мастеров Го в лучших традициях русских школ боевых искусств, разработки и использования отечественных методов обучения стратегическому мышлению, опираясь на опыт российской педагогической школы. Успешно практикуется соединение практики игры Го с изучением боевых искусств.

Краткая характеристика Игры Го

Целью изучения Го является обучение искусству:

1.понимать себя;
2.понимать оппонента;
3.понимать свои действия;
4.понимать действия оппонента.
А также сочетание приведенных четырех искусств.

Русская школа Го понимает искусство Го как интеллектуальную практику и делает упор на развитие интеллектуальных и ментальных способностей человека, развитие стратегического мышления.

В основе обучения лежит использование метода Го, который основан на постижении искусства игры Го.

В игре используется игровое поле в виде матрицы 19х19, обычно расчерченное на доске. Игровое поле является «полем решений», на котором проявляются действия игроков.

Обычно в игре участвуют 2 игрока, которым выдаются комплекты камней в деревянных чашах, одному – светлого цвета, другому – темного (часто это черные и белые, но бывают красные и зеленые и др.). Количество камней неограниченно. В процессе игры участники действуют на игровом поле, поочередно выставляя на него камни.
Цель игры – разделить игровое поле между игроками, так чтобы игроку досталось не меньше территории, чем его оппоненту. Под территорией понимаются зоны игрового поля, окруженные камнями одного цвета, которые невозможно отнять либо уменьшить.

Камни помещаются на любые пересечения сетки «поля решений». Таким образом, они могут взаимодействовать с другими камнями по «силовым линиям» сетки на всем поле. Связей по диагонали между камнями нет.
Игра начинается с пустого поля. Начинает игрок черным цветом, выставляя камень в любое пересечение поля. Затем ходы делаются по очереди. Поставленные камни не передвигаются.

Выставленный на поле камень, обладает свойством «свободы действий». Оно характеризуется наличием свободных пересечений-«дорог», выходящих из-под камня, по четырем сторонам света (степеней свободы, обычно у камня их 4) в непосредственной близости от камня. Если, к примеру, последовательно окружить белый камень с помощью четырех черных камней, то белый камень считается пленным (не может действовать, лишен свободы) и снимается с игрового поля. В конце игры этот пленный камень будет возвращен на территорию белых камней, уменьшая её на 1 пункт.

Постановка своего камня в условия отсутствия свобод не имеет практического смысла, поэтому запрещена. Однако, если с помощью такого хода, к примеру, белый камень снимает с поля один или несколько черных камней, то такой ход является полезным и он не запрещен.

В случае, когда возникает бесконечная борьба, за захват одного и того же камня (позиция на доске повторяется), игрок, ход которого ведет к повтору предыдущей позиции, должен сделать любой полезный ход в другом месте игрового поля. Т.е. игрок может повторно забрать в плен камень только через ход.

Игроки могут не делать ход в любой момент игры. Пропуск тоже считается ходом. Когда не осталось ни одного полезного хода (ведущего либо к увеличению, либо к уменьшению территорий) игра заканчивается. Теперь можно подсчитать результат – очки. Одно очко – это одно окруженное пересечение. Перед подсчетом необходимо закрыть нейтральные пересечения, которые могли возникнуть на границе территорий и никому не принадлежат.

Других правил в игре нет.

Особенностью Го является стремление к гармонии действий партнеров в деле созидания территорий. Основной задачей является не победа любой ценой, а выбор самого лучшего хода в каждый момент партии, исходя из сложившихся условий.
В процессе игры Го участники преобразуют пустоту игрового поля в территории. Другими словами, результатом полезных действий на поле решений является формирование территории. Территория – это показатель эффективности действий игроков. В идеале, если оба игрока не ошибутся, то игровое поле будет поделено ровно пополам.

Однако на сегодняшний день не существует подобной безошибочной стратегии. Это связано с тем, что количество игровых вариантов на поле 19х19 превышает 1,5 в 120 степени, что значительно выше оценочного числа атомов в видимой части вселенной.

Поэтому игра Го считается самой сложной стратегической игрой в мире. Из-за невозможности механического просчета вариантов, человек, играющий в Го, постоянно принимает решения, результат которых неочевиден. Т.е. ход игры связан с непрерывным мыслительным процессом.

Изучающий искусство игры Го, вырабатывает следующие полезные качества и навыки:
1. гибкость действий в условиях перемен (постоянно меняющейся обстановки);
2. постоянный анализ сильных и слабых сторон, своих и оппонента;
3. прогноз изменения ситуации и результата деятельности во времени;
4. искусство исправлять свои ошибки и превращать недостатки в преимущества;
5. навык поиска лучших стратегий и выходов из сложившейся ситуации;
6. уважение к партнеру и нормы этики (нечестная игра заведомо ведет к плохому результату, лучший результат – равный);
7. искусство останавливаться для принятия решений, входить в игру и выходить из игры (управление состоянием);
8. искусство связности действий во времени и пространстве с учетом противодействия оппонента;
9. искусство принимать решения в условиях ограниченного времени и др.

Многовековой опыт обучения искусству Го в таких странах как Китай, Япония, Корея (в Росси уже накопился богатый опыт развития способностей детей с помощью игры Го), показал практическую пользу интеллектуальной практики как для физического здоровья («мозговая зарядка» по принципу расслабление-натяжение), так и для значительного повышения способностей человека к принятию сложных решений в течении длительного периода времени. Ориентированное больше на ментальное развитие, искусство игры Го неотделимо от практики боевых искусств, которая всемерно развивает общее физическое здоровье человека.

Михаил Емельянов, преподаватель Школы Го «Восхождение», помощник Президента Федерации Го, 2005
Классическое Го

Классическое Го

Классическое Го

до сих пор древние китайские сборники по Вейчи ставят в тупик мастеров игры своей сложностью

Го – это игра традиций. Существуя более 4000 тысяч лет, Го впитало в себя культуру Китая и Японии, получив в Азии особый статус интеллектуальной игры элиты.

В Го важно всё, особенно мелочи. Разрабатывая стратегию, приходится учитывать незаметные нюансы, которые влияют на всю позицию в целом.

Неотъемлемыми элементами Го являются не только сам процесс игры, но также правила этикета, поведения до начала и после окончания поединка. В Азии эти правила известны практически всем, они большей частью впитываются детьми из повседневной жизни, поэтому европейцу особенно сложно играть «по правилам» с азиатами, приехав допустим, в Японию или Китай.

«Го – это хитрая лиса», говорят китайцы. Именно в этой игре в полной мере могут проявиться чудеса изворотливости, обмана и полуобмана.

правильная постановка руки, символизирующая меч, как и в искусстве фехтования

Го – это игра для сильных духом людей. Европеец, если он хочет понять Го, увидеть его в настоящем свете, должен быть готовым изменить себя. Играя в Го нельзя думать «по-западному». Любители Европе и Америке слабо представляют себе идеи и задачи игры. Го это не огораживание территории с целью выиграть, это философия (так же как и боевые искусства, которые нельзя отделить от их философии). Всё это в комплексе есть Го. Делить нельзя. Разделение Го на игру и на философию равносильно делению романа «Война и мир» на «Войну» и на «Мир».

В этом и состоит основная идея классического Го, в отличие от европейской интерпретации: объединение в себе игры, философии, искусства и интеллектуального развития.

Партии классического Го играются очень медленно. Даже сейчас все серьезные партии между сильнейшими игроками занимают несколько дней. Антиподом такого подхода является интернет-го, в которое также вовлечены многие молодые начинающие игроки из Китая, Японии и Кореи. Интернет-Го живет по своим законам. Редко удается сыграть партию, где у тебя с соперником 1 час времени на двоих. При этом основное количество партий играются вообще в виде «блицев». Это негативно сказывается на уровне игры человека.

в обстановке аскетизма, столь любимой японцами, проходят партии, за ходом которых  следят миллионы глаз в Азии

Начиная знакомство с игрой Го важно понимать, что Го – это искусство, наравне с другими искусствами Востока (боевые искусства, каллиграфия, поэзия, искусство чая) которые сейчас популярны в России и Европе. Культ силы, свойственный Западу, совершенно неприемлем на Востоке, где считается неприличным демонстрировать свое превосходство (существует китайская мудрость: «слабое и гибкое выживает, твердое и сильное разрушается»). Поэтому часто западные игроки, достигшие посредственных уровней игры в районе высших кю или начальных данов, удивляются, почему азиаты играют слабо.

Го – это сложная, глубокая и неоднозначная игра. В искусстве победы в идеальном смысле не существует. В Го победа определяется превосходством в набранных очках. Однако суть игры конечно не в этом. Го учит нас проигрывать и ошибаться, для того, чтобы затем стать победителем. Кроме мастерства выпутываться из тяжелых и безвыходных ситуаций, Го учит чувствовать формы вещей, учит использовать весь ментальный потенциал человека. В этом основная идея интеллектуальной игры, а не в огораживании пунктов на доске. В Японии говорят: «Го намного гуманней и совершенней шахмат, ведь в шахматах проигравший теряет всё, а в Го проиграть можно всего на 0,5 очка, имея не меньше, чем есть у твоего соперника».

мраморная доска для Го в Японии

Изучение классического Го должно продвигать человека и освобождать его голову, помогая ему в жизни. Нет смысла загружать и без того перегруженные мозги. Го помогает легче смотреть на вещи, видя их настоящую, а не кажущуюся ценность. Сила ведет к уверенности, а мудрость приносит радость. Сочетая в себе эти два параметра, Го уже много тысяч лет манит к себе все новых и новых исследователей этой замечательной и невообразимо сложной игры.

Михаил Емельянов, преподаватель Школы Го «Восхождение», помощник Президента Федерации Го, 2005
Классическое Го

Пестрые рассказы о стратегии

Пестрые рассказы о стратегии

«Доска должна быть квадратной и изображать законы Земли. Линии должны быть прямыми, как божественные силы. Имеются черные и белые камни, разделенные, как инь и ян. Их расположение на доске подобно модели небес.»
Бан Гу «Сущность Го» 32-92 г.н.э.

«В Го нет ни начала (фусэки), ни конца (ёсэ) партии, ни поиска формы, ни атаки… В Го нет ни любителей, ни профессионалов. Есть постоянное течение камней.»
Такэо Кадзивара «Дух атаки» Март 1980 г.

Мой собеседник — Президент Федерации рэндзю. Это большой человек. Он написал несколько книг и по игре Го. «Знаете, Игорь, я не люблю Го. Сидишь часами. Непонятно, то ли проигрываешь, то ли выигрываешь. Я так не могу. То ли дело — рэндзю: первая ошибка — всегда последняя. А здесь у вас кто впереди, кто позади?» Я абсолютно согласен со всеми этими доводами, поэтому, наверное, я не люблю рэндзю.

Игра Го — объектна. Камень тяжел, игровое поле огромно. Оппонент разглядывает его и делает ход в другом месте доски. Количество камней в чаше нас не волнует — оно бесконечно. «Китайские правила» — совершенны. Играя по ним, мы не утруждаем себя даже положить пленный камень в крышку. Изящным жестом мы отправляем его обратно, в чашу партнера.

Го — это моделирование хрональных процессов. Здесь мы собираем плоды с деревьев поспешности, скупости, неосмотрительности, недальновидности, нерешительности, прямолинейности и других. А также взвешиваем эти плоды на весах побед и поражений.

Игра хороша как прикладная наука управления. По-видимому, это как раз то, что роднит ее с Ушу и другими цельными воинскими системами. Становление воина и становление военачальника — две стороны одного и того же процесса. Военачальник начинает и заканчивает доверием к людям. Это главное его свойство. Важно лишь правильно выстроить вертикали и горизонтали. Обороноспособность страны заключается в количестве безвестных военачальников, растворенных в гуще народа. В годы потрясений, катаклизмов и войн, неявные военачальники становятся явными. Тогда они могут заменить собой тех, кому государством была отведена роль профессионалов. Если такая замена совершается в массовом порядке во время войны, то войну называют Отечественной, и, говорят, что ее выиграл народ.

Данная статья не может иметь цели научить человека играть в Го. И вообще, что значит, «научиться Игре»? Выучить правила? Для этого достаточно пяти минут. Большую часть правил игры можно записать одним предложением: ходя по-очереди, ставь камень на любое пересечение, кроме лишающих камень всех свободных дыханий (пустых сопредельных пунктов), бей тот же камень через ход, не ругайся, если в конце выяснится, что окруженных тобой пунктов территории, а также съеденных (снятых с доски) камней противника в сумме меньше, чем пунктов территориии и съеденных камней у него. Все. Что дальше? Дальше поиграй на доске 9х9. Потом на доске 13х13. Потом японцы говорят: «Сыграй 100 партий на доске 19х19 и ты — железный 20-й кю. Отлично. 20-й кю в Го — несомненная высота. Занять ее доступно не всем. Известны даже люди, сыгравшие более 100 партий, но не ставшие 20-м кю. Впрочем, это неважно.

Начало партии (фусэки) можно уподобить рождению человека. Средняя стадия (тюбан) напоминает жизнь человека. Ёсэ — окончание партии — это смерть человека. Поэтому всегда стоит подумать о душе.

«Время разбрасывать камни, время — собирать камни». О каких стадиях игры говорят эти фразы? Конечно же, «время разбрасывать камни» — это фусеки, «время собирать» — ёсэ. Все это достаточно просто. Открытие — закрытие, кай — хэ, стук сердца — сокращение-расслабление. Основные формы движения во Вселенной. Все — по монаде, с глазком другого цвета внутри. Да, есть еще один вид движения — медленное вращение по кругу. Так сказать, момент. Круговое Го, круговой бокс — нет ничего нового под Солнцем и уже не будет. Есть лишь момент, за него и держись…

Жизнь на доске, во всем разнообразии ее форм, сводится к наличию минимум двух глаз. Сомневающихся в этом простом определении мы можем отослать к книге Дэвиса «Жизнь и смерть» или Эйо Сакаты «Смерть и жизнь». Все дело лишь в том, что ты понимаешь под «глазами». Уровень знания определяется уровнем бытия. Кстати, в процессе совершенствования того или другого выясняется, что жить можно, например, в «сэки», на «ко», в двойном или круговом «ко». Видимо, существуют и прочие нестандартные способы и пограничные ситуации.

«Шесть умрут, восемь — живут, семь — зависит от очереди хода». С удивлением можно обнаружить, что на каком-то этапе жизнь и смерть — не стратегия, а тактика на уровне детской считалочки.

Мне кажется, что я начинаю разбираться с тем, что такое кунгфу и гунфу. В этих словах использованы одни и те же иероглифы. Вырисовывается такая последовательность: ушу — кунгфу — гунфу. Без кунгфу слишком большой интервал.

Непосильная задача — совместить в одной статье материал начального уровня со стратегическими концепциями игры. Начинающему не нужна стратегия. Размышления на этом уровне — сон. Стоит отслеживать лишь самые простые, практические вещи. Неважно сколько «стоит» тот или иной камень, «большой» он или нет. Если противник пытается его съесть, можно попробовать его защитить. Это уже игра. Закинуть следующий камень поглубже. Посмотреть, каким образом противник будет его атаковать, насколько быстро выставленные камни будут сняты с доски.

Очарование стратегией и тактикой игры — достойная награда на долгом и тернистом пути. Созерцать форму камней, переключать взгляд, воспринимая форму пустоты, считать свободные дыхания, учитывая временно недоступные пункты, вбросы-жертвы, размеры «глаз»; выяснять, какие камни являются, а не кажутся сильными, а какие требуют немедленного укрепления — все это ожидает нас впереди.

Единственным недостатком Го является ее сложность. По этому показателю игру можно сравнить со стилем тайцзи-цюань в Ушу. Представим себе, что на первом году занятий тайцзи нас будут просить использовать стиль в спарринге, продолжительностью не менее часа. При этом будут настаивать именно на стилевом спарринге: работать дань-тянем, делать дзиры, блокировки вращающимся джуан-гуном. Однако, сложность, по-видимому, единственный недостаток игры. Поэтому, если хочешь научиться играть в Го, надо сразу играть в Го. При этом объем технических приемов, которые должны быть изучены, просто колоссален. Го — это язык. Развитый, красивый, серьезный невербальный язык. Ничем не уступающий таким языкам как спарринг, танец или музыка. Недаром, существует легенда о том, как одному мастеру удалось спастись из заточения. Для этого был разработан хитроумный план: сыграть партию в Го. Оппонентом выступал тайный сторонник, находящийся на воле. Сыграв эту партию, узник получил все необходимые сообщения об организации побега. Естественно, при этом не было сказано ни слова. Побег удался.

Стили в игре Го — это не просто дань моде или школе. Скорее, они соответствуют темпераменту человека. Два ученика одного учителя порою десятилетиями выясняют отношения, играя, один — в стиле энергичных построений времен молодости сэнсэя, а другой — острой территориальной игрой учителя последних лет.

Существует известный афоризм, о том, что любая битва — это битва за собственную жизнь. Партия в Го — безусловная битва. К сожалению, ни одну партию нельзя выиграть без борьбы, несмотря ни на какое превосходство уровня. Впрочем, это в том случае, если есть цель выиграть. Могут существовать и другие: например, проиграть, скрыв свое мастерство, или научная работа по поиску новых джосек и продолжений. Если хочешь биться, Го дает тебе прекрасный полигон. Ведь хорошая партия может длиться и три часа, и три дня, играли и по пол-года. И даже умирали за доской. Но это если биться. Во всех этих битвах есть одно свойство, которого, по-видимому, нет ни в одной интеллектуальной игре — это особая созерцательность.

В отсутствии камня с приклеенной к нему короной, место матовой атаки противника — это хорошая тема для созерцательности вообще.

Вчера вечером мы со старинным приятелем раскинули камни. Разыгрывался «Высокий Китай». На сто сорок шестом ходу мой гость, задумавшись, окунул пальцы в свою чашку с чаем, вместо чёкё с камнями. Мы засмеялись, вспомнив случай, когда пальцы были погружены в кофе оппонента, а это уже совсем другая степень отрешенности…

Спарринг в Го прекрасен не только тем, что можно почувствовать холодок стратегических просчетов и приятное тепло тактических удач, но и своей техникой. Фактически, в плотной борьбе камней, в огромном числе случаев, достаточно считать до четырех. Минимальная необходимая комбинаторика дополняется в Го зрительно воспринимаемой формой камней и формой пустоты:
Уйти, вернуться…
И, затаившись, ждать.
Подушечками лап, едва касаясь,
Идти по следу…
И красться, красться
На грани бытия…
О дивное искусство!
Бесчисленных побед над собственною смертью.

Вот уж кто поистине хорошо бьется в Го, так это дети.
Здоровая тяга к самоутверждению, природная склонность к насилию, помноженная на молодой организм, дают ребенку неисчерпаемые ресурсы бороться за доской. Желающих ощутить это на себе, я приглашаю в наш детский клуб Го. Дети обыгрывают вас по вашему желанию в мягкой или грубой форме. Но это уже другое Го — детское. Вот уж точно: кому — быстрее, выше, сильнее, а кому — медленнее, ниже, слабее.

Сначала мы учимся выигрывать. Этому легче научиться у людей. Затем мы приходим к необходимости учиться проигрывать. Люди могут помочь и в этом. Но скорее всего, здесь учиться придется самому. Затем наступит такой момент, когда мы захотим учиться играть. Это — точка соединения. Себя и других людей.

Если партия началась хорошо, скорее всего, она будет развиваться плохо. Если первоначальная позиция плоха, то партия, скорее всего, будет продолжаться ужасно. Это не я сказал.

Го интересна тем, что позволяет игроку не только делать огромное количество ошибок, но и исправлять их в течение одной партии. Ошибка не может гарантированно привести к победе оппонирующую сторону, так как доведение до победы лучшей позиции — такая же теорема из большого ряда других теорем.

О пустоте.

Руководя одновременно детскими клубами Ушу и Вей-чи, я на собственном опыте убедился, насколько тяжело объяснить детям что-либо по философии боевых искусств. Можно пытаться передать ребенку теорию пустоты, обучая его Ушу, но насколько проще и продуктивнее показать ту же пустоту на занятиях по Вей-чи! К тому же, он может ее количественно подсчитать, определить ее форму, достаточность ее объема для построения жизни, например. Затем к вопросу о пустоте мы вернемся с ним в зале. И тогда, мне не придется тратить время излишне. Помимо пустоты, можно поработать и с другими категориями, такими как: своя и чужая зоны, отличие зоны от территории, легкая форма, ход-вопрос, переконцентрация, мелкий ход, темповая игра, миаи, провоцирующие ходы и другое.
Справка. Миаи — дословно с японского «рассматриваемые вместе». Одно из основных стратегических понятий Го. Пункт такого значения, что при занятии его противником, является аксиоматически необходимо забирать тот, что составлял с ним миаи. Или же, рассуждая от противного: пункт, забирать который не имеет смысла спешить, пока пункт, составляющий с ним миаи, свободен. Потрясающе. Важно. Я всегда желал «рассматривать вместе». Это моя детская мечта. Я хочу почувствовать миаи. Прошу мне их сейчас же показать.

Поэма о кю (прямого отношения к игре не имеет).

Кю будоражит умы с самого начала нашего ученичества. «Какой у меня кю?» «Дяденька, а какой у Вас кю?» «У меня седьмой, а у вас?». Родители, бабушки и дедушки выучивают это странное слово и с удивлением обнаруживают, что оно не просто работает, а имеет поистине фатальное значение. Кю — это великий пароль. Шифр для посвященных, табель о рангах, допуск на турнир, вход и выход, ярмарка тщеславия, номер человека, группа крови… Но на самом деле кю не так страшен. Детская пугалочка и только. То ли дело — Дан! Здесь все намного серьезнее. Дан важнее имени, фамилии, отчества.

Тяжелое наследство досталось нам, однако. Сказалась крепкая спортивная закваска. Ну кто виноват, что единственный сосуд, в который можно было налить Го, был спорт? Поэтому сейчас мы имеем одновременно перворазрядников, игроков первого кю, первого дана, мастеров спорта, гроссмейстеров России, данов, «кюшников», «людей выше две триста», «людей ниже пятьсот», инсеев и др.

А если человек хочет быть просто любителем игры? Играть, общаться, но не иметь навязчивых кю-данов, часто напоминающих майку с номером. Что делать ему? Остается Интернет, но и там спортивное преобладание тоже начинает ощущаться.

К сожалению, все официальные турниры, проводящиеся сейчас в России, имеют ярко выраженный спортивный характер. Это очень хорошо. Для некоторого количества детей и взрослых. Но ни для кого не секрет резкое снижение числа взрослых любителей игры именно в последние годы. Где те сотни игроков, составлявших цвет нашего Го-движения? Большинство из них просто не смогли найти себе место в существующей сейчас Го-системе, больше напоминающей «вышибалы».

Спорт — это состязательность, соревновательность, конкурентная борьба. Какое может быть общение с конкурентом? Не говоря уже о том, что для состязаний нужно изначально иметь лошадиное здоровье. К тому же всегда найдется процент людей, ради победы готовых буквально на все. Разве это нужно настоящему любителю?
И дети наши все меньше улыбаются друг другу на таких турнирах. Делаем большое дело, растим их. Ради чего? Ради спортивного рейтинга, что ли?

Если Россия желает считать себя развитой Го-страной, то в ней должно быть:
1. любительское Го;
2. детское Го;
3. спортивное Го;
4. профессиональное Го.

Любитель — это не слабый спортсмен или несостоявшийся профессионал. Это человек, любящий Го. Если Федерация Го — организация, отвечающая исключительно за спортивность (см. п.3.), значит, должны возникнуть и возникнут иные институты, развивающие игру. Придут новые люди, которые захотят вернуть Го на культурную основу, на которой оно и должно произрастать. Иначе русская стратегическая игра Го в будущем действительно может оказаться в тупике, став «еще одним видом спорта».

Игорь Гришин, Глава Школы «Восхождение», Президент Федерации Го, 2001
Путь Мастера Го

Дело мастера Го

Дело мастера Го

Мастер ткет узор позиции. Изменения на доске происходят незаметно. Они медленно зреют и скрываются от взгляда и понимания. Однако прежде чем случиться, они рождают знаки.

Изменения и события проявляют себя прежде в знаках. По таким предзнаменованиям мастер может определять будущий ход событий.

Тот, кто умеет распознавать и различать знаки, проявленные в ткани камней, редко проигрывает.

О чем могут сказать знаки? Знак предупреждает об опасности, или же он несет благоприятное предзнаменование. С помощью знаков можно понять: вправо ли идти или влево, стоит ли идти или нужно ждать.

Знак похож на боковину плода. Когда бок краснеет от спелости, значит скоро плод упадет. Или же когда колос пшеницы наклоняется, значит зерно уже созрело. Можно еще вспомнить другие знаки: тишина перед бурей, дым – знак огня. Подобно в Го мастер ищет знаки в позиции, которые рассказывают ему о будущем и помогают принимать решения.

Искусство видеть и читать знаки – это искусство мастера. Взор уже должен быть достаточно тонким и чутким, чтобы останавливаться на нюансах, а сознание емким и гибким, чтобы прочесть сообщение, которое несет знак.

Когда плод сорвался с ветки и летит, его крайне трудно поймать, не повредив. Если же он упал и разбился, то ничем его не собрать воедино. Поэтому так важно искусство различения знаков, искусство чтения знаков.

В области создания знаков лежит борьба мастеров. Можно творить ложные знаки либо двусмысленные знаки, которые другой игрок не сможет либо увидеть, либо прочесть. Есть еще знаки, которые рождает игра и их невозможно затушевать. Их читают, если могут, оба игрока.

Когда игрок поднялся над игрой от камней, он играет от позиции. Когда же он поднялся над игрой от позиции, он играет от знаков.

Ткань камней всегда говорит с мастером опосредованно, через знаки. Такой язык подобен языку природы, которая беседует с человеком с помощью предзнаменований. Тот, кто не умеет видеть и читать знаки природы, легко может погибнуть. И в этом лишь его вина.

Мастера Го говорят друг с другом через знаки, поэтому Го называют «беседой рук». Руками и жестами мы создаем знаки либо прямо, либо опосредованно на бумаге или создавая ткань камней на доске, выражая ими слова. Еще данное название Го можно перевести как «беседа ходов», так как ход в Го обозначается знаком «рука». Так как рукой ставятся камни на доску, рукой ткется узор позиции и создаются знаки, совершается действие. Поэтому мы можем также сказать, что Го это «беседа знаками на доске».

Здесь Го перекликается с театром, а мастер Го подобен режиссеру. Ходы мастера – его актеры, а партия – пьеса в которой оба мастера одновременно и режиссеры и зрители. В театре приоритет в разговоре, беседе на сцене отдан языку жестов и движений, а не языку слов. Также и в Го мастера молчат и не должны проявлять эмоций, подобно военачальникам древности. Знаки скажут всё сильнее слов.

Михаил Емельянов, преподаватель Школы Го «Восхождение», помощник Президента Федерации Го, 2006
Классическое Го

Третья макушка планеты, или в чём секрет привлекательности Го, и какое отношение имеет Го к исторической судьбе и процветанию России?

Опубликовано с купюрами в журнале «Со-Общение» №12. 2005
Текст статьи приведен полностью.

Третья макушка планеты,
или в чём секрет привлекательности Го, и какое отношение имеет Го к исторической судьбе и процветанию России?

«Хотелось, как лучше, а вышло — как всегда…» Эта крылата я фраза бывшего Премьера России, подобно математической формуле зафиксировала существующие реалии. Неужели это правило, и лучше никогда не будет? Так сказать, «Закон Черномырдина»? Или всё же – уравнение состояния системы, которую можно изменить?

Римский философ Квинтиман предложил особый метод поиска решения задач с помощью эвристических вопросов. Попробуем применить его, но только «наоборот». Пойдем от обратного. Не формулируя задачи, начнем задавать вопросы:

− Почему Русские, не являясь самым многочисленным народом на Земле, заняли самую большую территорию?
− Почему за всю историю наши Предки, неоднократно побеждая противника в войнах, и даже занимая его столицу, не присваивали себе территорию побежденного народа и не порабощали его?
− Почему мы редко «ходили на Вы», а чаще шли на Нас?
− Почему Российская корона отказалась от Гавайских островов и Новой Гвинеи?
− Как объяснить, что Сахалин (а также Курилы и Камчатку) заселили Мы, а не Японцы? (И это в условиях хронической для них нехватки земель)
− Почему Амурский край заселили русские, а не китайцы, отгородившиеся от него циклопической стеной?
− Почему арии пришли в Индию, а не индусы в Европу?
− Почему у Славян никогда не было рабовладения?
− Почему, наконец, российская экспансия оказалась направленной на освоение огромных и суровых просторов малозаселенных земель, а не на завоевание Европы?
− Почему в период колониальных войн Россия удовлетворилась весьма скромными результатами в средней Азии и на Кавказе, в отличие от других колониальных держав?

Пожалуй, для начала, достаточно. Попробуем найти ответы. Или ответ?
Не угадывается ли за сотнями возможных объяснений, что-то цельное, единое, системное, если рассматривать заданные вопросы в связи? И не лежит ли это цельное в области духовной культуры индоевропейцев и славян в частности, как потомков и наследников Ариев?

Очевидно – да. Лежит. Причем в наиболее фундаментальной и незыблемой её части – в области базисных морально-этических аксиом. В основе жизненной философии и ценностных категорий. И что бы ни рассказывали нам историки, политологи, социологи и экономисты, каждый из нас, кто глубоко задумывался о нашей общей исторической судьбе, какой-то другой, не логической частью своего рассудка, отчётливо понимает, что дело здесь ни в разуме и логике, и не в экономике, но в духе и душе.

Миролюбие, вольномыслие, щедрость, широта – вот те основные черты национального характера, составляющие культурально-психологическую основу для реализации событий и сценариев указанных выше.

Россию, а в её лице весь славянский мир, часто сравнивают с Востоком и Западом, находя попеременно то восточные черты или качества, то западные. Длятся бесконечные споры о том, кто мы? Те или Иные? А может быть нечто Среднее? Гибрид? Смесь? Евразия? Азеопа, как выразился популярный артист и известный писатель?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, закончим с предыдущими.

Рассмотрев их в связи друг с другом, мы смогли сформулировать задачу, а именно: «Определить область, в которой следует искать наиболее значимые факторы, определяющие судьбу нашего народа». Область определена. – Культура и Психология нации. Попробуем пойти дальше.

Итак, кто мы, Азеопа? Среднее?

Нет. Не среднее, а Равновеликое. Мы иная, не Европейская и не Азиатская цивилизация. Цивилизация, в которой, в отличие от поименованных выше, на первом месте по шкале ценностей стоят духовные, моральные и этические факторы. И наше национальное: «Ты меня уважаешь?», — оценивается нами выше, чем былинное злато-серебро. Цивилизация, в которой Любовь (в широком смысле слова)- является наивысшей ценностью, а полцарства тянут всего лишь на «в придачу». Цивилизация, в которой долг и служение отечеству – это наивысшая доблесть, а честь и совесть – категории, по которым в первую голову оценивают человека. Материальная же наша культура всегда носила и носит до сих пор подчиненный и второстепенный характер.

Скудность и простота материальных находок раннего средневековья привела западных историков и археологов к заблуждениям о бедности и не высоком уровне развития славянских культур, и, как следствие, об их исторической молодости. Дескать, где-то там, в 6-7-м веке Нашей Эры (!) в середине Европы, откуда ни возьмись, вдруг, появляется многомиллионный народ, говорящий на самом богатом языке мира, выращивающий одному ему известные культурные растения, обладающий оригинальными технологиями, да ещё и чуть ли не наиболее близкий, судя по данным лингвистического анализа, к многомудрым ариям, но, при этом, не обладающий высокой культурой! По ходу дела, найденные остатки оригинальной письменности не берутся во внимание или объявляются фальшивкой. Рунические тексты – игнорируются. Записи «крюками» – первое в мире нотное письмо — остаются без внимания. А изобразительное искусство только сейчас начинает находить понимание.

А между тем, традиционная рядовая крестьянская усадьба, утонувшая в торфяниках Волыни и ныне откопанная, по сравнению с обиталищем грека эллинистической эпохи, с нашей точки зрения, даёт последнему 100 очков форы. И места поболе, и потолки повыше, и скотина не на морозе, и экология получше. Да и баня… Как же это они горемычные без бани?

С нашей точки зрения, сравнение явно не в пользу «светоча Европейской культуры» А с их, — наоборот. Ведь греки статуи рубили из мрамора, а мы – посуду топором делали. Как им объяснить, европейцам, что две бадьи и коромысло, это проще, практичнее и удобнее, чем медные или глиняные кувшины. А ковш – сподручней чашки, если конечно черпать им из бочки или ведра, а не цедить из кувшина или склянки. Размах не тот. С нашей точки зрения…

Это и есть ключ к пониманию. Не вписывается наша культура в «ихние» мерки. На вид и на ощупь простая, а на деле ой какая не простая, наша культура гораздо крепче, глубже и древнее, чем её понимают и пытаются представить многие историки, сводя всё к материальным находкам. Для неё, как раз и характерна функциональная рациональность и даже аскетичность материального мира, и огромное богатство и сложность мира духовного и интеллектуального, ярким свидетельством чего является Русский Язык и устная традиция. Вот его-то, как раз, они-то и не знают. Да и не нужно это им, с их точки зрения.

Попробуйте-ка, для примера, объяснить европейцу или китайцу, что такое Широта характера! Придется попотеть. И когда они, наконец, закивают головами в знак понимания и расскажут своими словами всё то, что уразумели, тут уже держись! Не в коня корм.

− Почему нас так привлекает размах и широта?
− Почему мы летаем во сне?
− Почему нас тянет на вершины гор?
− Почему нам всё время хочется узнать, что там, за лесом или рекой? Или хотя бы за углом?
− Почему нам так дорога Воля-Вольная?
− Почему мы, издревле сухопутный земледельческий народ, живущей в центре материка, во все времена ходили в моря?
− Почему нас влекут чужие страны, но мы сразу хотим домой?
− Почему китайцы, придумав порох, тысячу лет запускали фейерверки, а мы (индоевропейцы) едва узнав его, создали пушки и полетели в космос?
− Почему нас вообще интересует космос?
− Какое нам дело, сколько спутников у Нептуна?
− Почему у них дорога это – сооружение, а у нас, прежде всего, – направление?

И снова вопросы «в связи» дают подсказку к осмыслению. Подобно тому, как наше физическое тело требует пищи и заботы, наше тонкое тело, назовем его психикой, душой, менталитетом или чем-то ещё, тоже жаждет соответствующей пищи и адекватной заботы. Помните, — Ни хлебом единым сыт человек! Пища души – информация, но не всякая, а информация в виде образов и в виде чувств. Мы с Вами – вечные охотники за образами.

Психологически названные выше вопросы и душевные порывы, укладываются на единый вектор, направленный на «расширение субъективного пространства». Пространства во всех смыслах этого слова, внутреннего психологического и внешнего физического.

Говоря другими словами это – жадность. Но жадность не материальная, не в смысле стяжательства или скупости (хотя если смотреть шире, то и это тоже), а в смысле «…он с жадностью поглощал страницу за страницей…», «… он жадно слушал…». Жадность на впечатления (образы). Наше тонкое тело жадно впитывает всё новые и новые образы, становясь всё крупнее и крупнее, расширяя просторы внутренней субъективной Ойкумены, и параллельно увеличивая аппетит. Одно из проявлений этой жадности – любопытство. Очень характерная, между прочим, для нас черта.

Русский язык, как, впрочем, и любой другой, содержит в себе подробную информацию о своем носителе. Это похоже на программное обеспечение компьютера. Оценим таковое, и мы уверенно скажем, на что тот способен. Понятийный аппарат Русского языка – уникален. Устная традиция – пословицы, поговорки, анекдоты, былины, частушки, сказки и т.д., это — огромный аккумулятор мудрости, морали и этики, и своеобразная база алгоритмов и фундаментальных ценностей. Русский язык, это то, что делает нас тем, чем мы есть – Русским народом, и он же, язык, в значительной степени предопределяет нашу историческую судьбу. С его помощью мы обладаем нашими основными ценностями, храним их и передаём дальше. С его же помощью формируется психика у новых членов сообщества.

Наше стремление к расширению пространства тоже формируется и отражается языком. Мы легко создаём новые слова, совсем легко – словосочетания, и уж вообще свободно – сложные многоступенчатые конструкции для описания всё более сложных образов, до которых так охочи наши души.

А теперь вернёмся к методу Квинтимана, но уже не с конца, а с начала. Сформулируем проблему: Мы хотим процветания для себя и России, и уточним значение слов:

− Процветание – это душевное и материальное благополучие. Это когда люди счастливы и сыты. (Сыты в широком смысле слова, т.е. одеты, обуты и т.д. Счастливы, – тоже в широком… Здоровы, веселы, радостны… Т.е. — такие, какими мы, обычно, желаем им быть, произнося тост или здравицу, не забывая при этом любовь, материнство, дружбу и т.п.)
− Для себя – это себе лично, детям, брату, сестре, отцу, матери обязательно… Друзьям, приятелям, коллегам, соседям и всем добрым людям малой Родины.
− Для России – для всех хороших людей нашего народа, для земли (в широком смысле), на которой он живет, для будущих поколений.
− Мы – т.е. большинство из тех, кто составляет наш народ.
− Хотим – понимаем, что так будет лучше для нас, и готовы приложить какие-то (пусть малые) усилия, чтобы так стало.

Взглянем на это в категориях «пространства», и в итоге получим, что души наши и тела требуют адекватной пищи: чувств, образов и хлеба, т.е. иными словами – расширения внутреннего субъективного пространства, и физического пространства в части материальных ресурсов. Причём второе – соподчинено первому.

Следуя далее, огласим оставшиеся пока без ответов Квинтимановы вопросы:
3). Зачем? 4). Где? 5). Как? 6). Когда? 7). Чем?

И отвечаем: 3).Зачем? – затем, что это является свойственной нам потребностью; 4). Где? – Да здесь. В пределах обитания нашего народа и в местах будущего расширения (Космос, Антарктика…); 5). Как? Постепенно, через освоение методов управления пространством (во всех смыслах этого слова); 6). Когда? – Возможно быстрее, сейчас, и в будущих поколениях; 7). Чем?

Да. В данной проблеме – это вопрос вопросов. Метод! Где его взять?

Относительно «физического» пространства, т.е. энергии, тела, хлеба… Тут-то, как раз, более менее понятно. Методов много, но работают они слабо, спотыкаясь о наше внутреннее субъективное пространство и его аппетиты. А оно устроено сложно и многослойно. Культура, Искусство, Духовность, Душевность, Ментальность, и ёщё множество слоёв, один Бог знает в какой последовательности. Всё это опирается на основные духовные и морально-этические ценности. Они являются фундаментом, центром нашего внутреннего мира. Изменись они, и личность наша станет другой. Но ведь и они тоже постепенно меняются. С возрастом у индивида и со временем в обществе. Ведь наша жизнь, это и есть постоянное сравнение всего, что нас окружает с внутренним эталоном, для оценки хорошо/плохо. Но эталоны-то мы ведь тоже приобретаем и совершенствуем всю жизнь?

Получается, что, освоив метод управления этой системой, мы получаем возможность изменить самою свою личность. Остаётся найти точку опоры, как говорил Архимед, или ту незыблемую основу своего «Я», которая вообще не подлежит ревизии и изменению.

И ещё. Необходимо сделать так, чтобы даже малые изменения внутреннего пространства накапливались поколениями.

В принципе, все эти процессы идут сами по себе. Всё это имеет место. Но можно ли ускорить?

Прогрессивное развитие человечества – это, прежде всего, процесс усовершенствования и усложнения людской морали и этики. Из поколения в поколение. Из века – в век. Не нужно путать его с научно-техническим прогрессом. Безусловно они связанны. Однако, например, рабовладение рухнуло не потому, что экономически свободный труд оказался производительнее, а потому, что доля носителей новой изменённой морали в популяции рабовладельцев – превысила критический уровень системы.

Развитие науки и техники стимулирует рост интеллекта среднего члена общества, что в свою очередь ведет к увеличению потоков информации внутри системы и ускоренному расширению внутреннего субъективного пространства каждой её единицы. А это, в свою очередь, ускоряет эволюцию морали. Не так давно мы, люди, ещё ели друг друга, отнимали у ближнего всё до последнего, пили кровь врага из его же черепа и т.д. Сейчас стало помягче, в итоге – стало полегче, да и нас стало побольше.

Процесс смены общественной морали не простой и очень медленный, на тысячелетия. Но нам-то нужно «сейчас»! Пусть хоть по чуть-чуть, но ускорить! Возможно ли? Да. Возможно.

Для этого, прежде всего, необходимо:
− Уразуметь, наконец, что Наша Цивилизация не сможет успешно развиваться без осознания собственной самобытности (аутентичности) по искусственно привнесённым схемам и принципам. Выработать новые, соответствующие, и прежде всего – изменить внутреннее законодательство и всю систему судебной власти в сторону утверждения морально-этических ценностей народа, 100% которого, в настоящее время нарушает его в той или иной мере.
− Необходимо возвысить значимость духовности, а на уровне государственного регулирования — роль Православия, как основного хранителя и защитника общественной морали и этики.
− Укреплять Русский язык. Поднимать его значимость и престижность. Обесценить слэнг и блатной жаргон.
− На уровне государственного управления и на уровне каждого желающего применить какую-либо из методик по улучшению внутреннего субъективного пространства, или по управлению последним, что более привлекательно.

Речь идет не о том, чтобы заменить управленцев на лучших. Где их взять? Речь о том, чтобы изменить их. Как? Через интенсификацию информационного потока, рост интеллекта и управление с его помощью внутренним пространством. И здесь наиболее привлекательным методом представляется Го или Вей-чи, как, пожалуй, самая сложная и изощрённая интеллектуальная практика, известная человечеству. При этом Го ошеломляет простотой правил, изяществом решений и глубиной аналогий.

В современном западном мире, да и в массовой культуре Востока, Го оказалась выхолощенной до уровня спортивных состязаний, а ведь создавалось она изначально не как спорт или игра, а как сакральный и философский инструмент и прибор для медитации. И ныне, в среде обитания «Восточных Драконов», не легко найти президента или вице-президента какой-нибудь крупной компании, не обладающего высоким даном (мастерским рангом) по Го. Справедливости ради следует отметить, что это не афишируется, и, тем более, не рекламируется, а поэтому, обычно, остаётся вне поля зрения и недооценивается европейцами. Подумаешь – хобби?

А между тем Го – это тот самый инструмент, который позволяет успешно управлять внутренним, да и внешним пространством. Если хотите, то, как явление – это искусство управления пространством, равно, как и искусство делать выбор.

Го позволяет моделировать образы и испытывать на практике алгоритмы, и, как результат, многократно ускорять процессы самоорганизации, анализа, синтеза, определения вероятности и принятия решений. Го многомерно увеличивает внутреннее субъективное пространство личности уже сама по себе, и может служить прекрасным инструментом для его дальнейшего расширения и усовершенствования.

Хорошо известно высказывание Конфуция: « Вей-чи (Китайское название Го) совершенствует человека». Однако источник умалчивает о том, как и в каком направлении, это происходит. Познакомившись поближе с учением великого философа, становится понятным, что он имел в виду именно нравственно-этическое совершенство, а не простую тренировку памяти, развитие сообразительности и счётных способностей, что, хотя само по себе, конечно же, и прекрасно, но вполне очевидно и без посторонней помощи.

Любой начинающий вейчист (любитель Го) скажет вам, что, ознакомившись с азами, почувствовал глубину, многоплановость игры, а также увидел перспективу для развития творчества и т.п. Прислушайтесь! Слышите? Для описания даже первичных образов Го Русский язык использует систему понятий и характеристик, применяемых к пространству! Да и сама Го, как игра, — это по сути стратегическая задача по освоению пространства в условиях конкуренции. При этом, собственно территория, — это одно из ключевых понятий в теории и практике игры. Го – это лёгкий путь к себе. Путь – через игру.

Попробуем ещё один ряд вопросов:
− В чем секрет привлекательности Го?
− Почему Го всё шире распространяется по планете, несмотря на не свободность ниши, которая занята другими интеллектуальными практиками?
− Почему Россия, которая почти со 100-летним опозданием присоединилась к Го-сообществу, за какие-то 30 лет, прошедшие со дня первых публикаций в открытой печати, уже обогнала Европу, как по количественным, так и по качественным показателям? И это не смотря на «железный занавес» советского периода и нынешнюю бедность населения.

Ответ на первые два вопроса — один, и он прост. Чувство расширения субъективного пространства, которое мы испытываем. Это – аналог приятных чувств аппетита и насыщения в физическом мире. А ответ на последний – напрашивается сам собой. Именно направленность Русского (славянского) менталитета на расширение субъективного пространства является той благодатной почвой, на которой проросли семена Го, занесённые в наше Отечество ветром глобализации.

Именно поэтому, в отличие от западных европейцев, для которых Го – это практически исключительно состязание и развлечение, мы в большей степени тяготеем к освоению его философского и духовного содержания. Для большинства из наших посвященных, Го – это не просто спорт, но и направление мысли.

Вот почему можно смело утверждать, что идея Го абсолютно близка Русской ментальности и совершенно не требует какой-либо адаптации. Вот почему Го обретает в России новую, уже 4-ю по счёту родину, и в недалёком будущем станет национальным достоянием, как это уже произошло в Китае и Японии. Теперь – наш черёд. Черед взаимного обогащения Го и нашей могучей Философской школы. Черед обогащения нашей духовности. Черед нашей находчивости, изобретательности и непредсказуемости. Результатом этого взаимодействия смогут воспользоваться не только наши потомки, но и современники, вступившие на путь Го, уже при своей жизни.

Константин Возников, почетный Президент Крымской Федерации Го, 2005.
Крымская Федерация Го