Го. Игра, бьющая все игры

Самый лучший интеллектуальный тест?

Такая сложная для компьютеров

Профессионалы-тяжеловесы на ночном кабельном телевидении щеголяют прозвищами типа Монстр, Бритва, Мясник, Убийца и Вязальная Спица. Среди самых прославленных в истории поединков игра, названная «Чахоткой» 1835 года (туберкулез по всей видимости), «Знаменитая Игра Убийств» 1926 года и «Атомная бомба» 1945 года. Но это – не костоломный контактный спорт. Это – простая салонная игра, где два противника, удобно усевшись вооружены только складными бумажными веерами и сигаретами, ставят поочередно небольшие камешки, черные и белые, на плоскую деревянную доску, расчерченную на квадраты. Правила и принадлежности очень просты, но сама эта интеллектуальная игра, в отличии от шахмат, настолько сложна, что ни один компьютер, несмотря на давно установленную награду в 1.6 млн. долларов, все еще не способен обыграть даже десятилетнего игрока.

Игра, известная на Западе как Го, в Японии – как Иго, как Вейчи в Китае и Бадук в Корее, является не только сложнее и утонченнее шахмат. Она, пожалуй, может считаться самой древней в мире чисто интеллектуальной игрой. Изобретенная в Китае по крайней мере 2 500 лет назад, она уже во времена династии Хань (206г. до н.э. – 220г. н.э.), возбуждала громадный интерес, вдохновляя поэтов, философов и стратегов-теоретиков. Один из них, Хуан Тан (умерший в 56 году нашей эры), советовал в трактате «Xin Lun», или «Новый Трактат»: лучший подход состоит в том, чтобы «распространить ваши камни широко, чтобы окружить противника». Другой хороший путь – атаковать и удушать вражеские формирования. Худшая стратегия состоит в том, чтобы цепляться за защиту собственной территории – предупреждение, которое принесло бы пользу, например проектировщикам французской линии Мажино в 30-ых годах прошлого века.

Не ждите остановки.

Для Го нашлось место и в фольклоре эпохи Хань. В те времена любили изображать историю о лесорубе Ван Чи. Рассказывают, что он, блуждая в лесу, однажды наткнулся на двух мудрецов, играющих в Го. Ван присел, чтобы понаблюдать за партией, и был полностью поглощен игрой. Когда, наконец, один из игроков посоветовал ему отправиться домой, лесоруб обнаружил, что ручка его топора успела полностью сгнить. Вернувшись в деревню и никого не узнав, Ван понял, что отсутствовал сотню лет. Может быть это и преувеличение, но легенда много говорит о длящемся до наших дней восхищении игрой, которая начинается с пустой доски и постепенно восходит ко все возрастающей сложности.

Хотя корни шахмат уходят в древнюю Индию и Персию, нынешние правила были окончательно зафиксированы только в начале 19-ого века. Арабские рукописи тысячелетней давности содержат записи хода за ходом игры, похожей на шахматы, но самая старая полностью зафиксированная партия в шахматы по правилам, действительно близким к современным, имела место в Барселоне только в 1490. Для сравнения: самая ранняя полностью записанная партия Го, сыгранная принцем Сунь Цё против его генерала, Лу Фаня, и демонстрирующая тактику очень близкую к современной, датируется 196 годом н.э. Руководство 12-го века по игре Го, «Wang You Qing Le Ji», или «Собрание беззаботного и невинного времяпрепровождения», включает десятки полных диаграмм фактических игр с пронумерованными ходами, которые действительно были сыграны в эпоху династии Тан (618-907гг.), вместе со сложными задачами, которые могут подвергнуть суровой проверке искусство игры и современных любителей Го.

Мода времен династии Тан ставила мастерство игры в Го, в ряд с игрой на лютне, каллиграфией и живописью, и считала его одним из «четырех достижений», необходимых для благородного и истинно воспитанного человека. Именно тогда страсть к Го, как и большая часть высокой культуры Китая, проложила себе путь в такие окраинные царства как Корея, Тибет и, самым заразительным образом — в Японию. К 11 веку Го стало повальным увлечением в придворных кругах, что известно по любимому и часто изображаемому эпизоду из великого романа того времени «Повесть о Гендзи», написанного придворной дамой Мурасаки. В этом эпизоде принц Гэндзи подглядывает сквозь бумажную ширму за двумя дамами, играющими в Го.

В Японии, как и в Китае, до внезапного своего расцвета при сёгунах периода Эдо (1603-1867) Го столетиями оставалось чисто аристократическим времяпрепровождением. Многие крупные военачальники того времени были страстными поклонниками игры, так как полагали, что Го является превосходной тренировкой в тактике и стратегии. Не удивительно, что под их покровительством игра Го процветала. В течение 17 столетия были созданы четыре великих школы Го, которые полностью субсидировались государством. Тогда же была создана отражающая мастерство игроков система званий, которая используется и сегодня, с высшим титулом Мэйдзин или личный мастер игры Го сёгуна. Мэйдзин Досаку, умерший в 1702, четвертый глава Го-школы Хонинбо, считается большинством японцев самым великим мастером игры. Хотя сохранились записи только 153 из сыгранных им партий, считается, что в теории он продвинулся дальше всех со времен изобретения Го.

Патронаж, профессионализация и соперничество школ, определенно подняли в Японии стандарты игры много выше, чем они были в Китае. Именно в Японии мастерство изготовления принадлежностей Го достигло своих вершин. Прежде всего это относится к доскам для Го из редчайшей древесины 700-летней кайи, черным камням из базальта, белым из редких морских раковин, и чашам для камней из драгоценной древесины тутового дерева. Сегодня новый набор высшего качества из этих материалов может стоить 150 000 долларов.

Даже прекращение государственной поддержки Го, принесенная революция Мэйдзи 1868 года, с ее резкой вестернизацией и безрассудным падением в объятия модернизма, не подорвало преобладание Го. К 1880-ым годам газеты Токио начали спонсировать Го турниры в масштабах, которые позволяли сохранять высокие стандарты игры и поддерживать целый класс профессиональных игроков. До начала 1930-х годов такие игроки, выезжая заграницу в новые колонии Японии – Tайвань и Корею, а затем и в Маньчжурию, или в раздираемые междоусобицами генералов внутренние районы Китая, считали себя обязанными давать местным мастерам игры Го большую фору.

Столетие сюрпризов.

Обстоятельства с тех пор изменились. Прошлое столетие было в истории Го самым драматичным. Первая волна восторга пришла в 1926, когда японский профессионал, Каору Ивамото нашел в Пекине 12-летнего вундеркинда по имени У Чин Юань. Когда слухи о его мастерстве достигли Японии, парня немедленно пригласили приехать. Ко времени своего 19-летия господин У уже побеждал лучших игроков Японии. Устранив всех противников, он в 1933 году добился чести сразиться с десятым обладателем титула Мэйдзин Хонинбо Сюсаи, 21-ым главой великой школы Го Хонинбо.

Начинают с детства…

Начало партии, в которой У Чин Юань завязал острую борьбу за территорию, было сочтено шокирующим, даже оскорбительным для его старшего по возрасту противника. Больной Мэйдзин в конечном счете продолжил партию, но только благодаря тому, что беззастенчиво использовал свой титул, чтобы 13 раз в течение трех месяцев отложить продолжение игры. Поговаривали даже, что его блестящий 160-й ход, изменивший течение партии, был предложен, в нарушении строгих правил, одним из учеников Хонинбо.

Пять лет спустя, Сюсаи был побежден другом У Чин Юаня в другом мучительно длинном поединке, который стал темой романа о закате старой Японии. Роман был написан Ясунари Кавабатой, Нобелевским лауреатом 1968 года по литературе. Вскоре после этого У Чин Юань победил своего друга и в течение следующих 20 лет, пока он не был сбит мотоциклистом при переходе улицы в Токио, китайский гений продолжал крушить всех ведущих профессионалов Японии. Эта непрерывавшаяся последовательность 10 победных суперматчей стала известна как «Дзюбан-Го».


… и никогда не смиряются

Сила игры У Чин Юань после несчастного случая стала постепенно падать, и он ушел из профессионалов в 1983. Однако, в возрасте 90 лет, он имел удовольствие увидеть своих соотечественников в рядах серьезных претендентов на мировое господство в Го. Во время Культурной Революции, Го было вычеркнуто из списка «четырех достижений», и стало одним из четырех отвергнутых «гнилых пережитков». Но все же в 1970-ых несколько китайских игроков, среди них Ни Вэйпин, который провел годы в ссылке на свиной ферме, прославились индивидуальными успехами против японских противников. А уже в 1980-ых китайцы все чаще стали выигрывать командные матчи. Это продолжалось до 1996 года, когда японцы отменили ряд двусторонних соревнований, потому что их результаты становились все более неприятными.

Особенно примечательно, что обе женщины, достигшие девятого дана, что примерно соответствует званию гроссмейстера в шахматах, являются китаянками, и обе достигли этого в последние 15 лет. Одна из них, Руи Найвэй, входит в число 15-ти лучших игроков мира. В 2000 году «Железная леди», как часто называют госпожу Руи, обыграла одного за другим во время турнира двух сильнейших игроков-мужчин.

Возрождение Китая не удивительно – половина из 30 миллионов игроков Го в мире китайцы, и вместе с ростом общего благосостояния в Китае росло и государственное финансирование Го. В Китае теперь приблизительно 300 профессиональных игроков, в то время как в Японии их 450.

Новое явление в Го – невероятно быстрый взлет Южной Кореи, страны, которую соседи долгое время считали болотом. Первый кореец, которого заметили на международной арене, был Тё Ти Кун. Переехав в Японию еще ребенком, он стал профессионалом в 1967 году в возрасте 11 лет. К 27 годам Тё уже был одновременным обладателем всех четырех высших японских титулов Го. Тё все еще зарабатывает больше, чем любой другой игрок Го в Японии и, как говорят, он пятый в мире по силе игры.

Но даже достижения Тё Ти Куна меркнут в сравнении с успехами другого южнокорейского игрока Тё Хон Хюн, третьего по силе игрока в мире. Предпочитая оставаться на своей родине, Тё Хон Хюн выиграл титул Паеван, один из наиболее престижных в Южной Кореи, 16 раз подряд, что является рекордом, и проиграл этот титул только в 1992 собственному ученику, нынешнему чемпиону мира – Ли Чан Хо. Ли, которого армия его корейских фанатов называет Камнем Будды, выделяется прежде всего тем, что удерживает пять из семи основных международных мужских титулов. Он, как думают, зарабатывает почти 1 миллион долларов в год.

Корея помешана на Го. Её население в 2 раза меньше, чем японское, но активных игроков почти в три раза больше. Го-школы и клубы занимают холлы во многих жилых домах в Сеуле, где действует два канала кабельного телевидения, полностью посвященных только Го. Нет ничего удивительного в том, что корейцы завоевали 41 из 54 кубков, разыгранных начиная с 1988 года на всемирных турнирах, больше чем национальных. Сравните с десятью кубками в Японии и тремя в Китае.

Самый большой чемпионат по Го – Кубок Инга, с призовым фондом в 400 000 долларов, организованный тайваньским магнатом и проводимый только раз в четыре года, никогда не покидал Корею. В финале игр «лучший из пяти» 2004 года Кубка Инга, который пройдет в начале января, столкнутся последняя «бомба» Кореи – 19-летняя Той Теол Хан и 28-летний китаец Чан Хао. Этот матч обещает стать могущественной битвой, так как китайская пословица гласит: «Шахматы это сражение, а Вейчи это война».

Перевод с английского Емельянова Михаила, Коваленко Алексея.
Материал взят с официального сайта журнала The Economist www.economist.com
Статья была опубликована в декабрьском номере журнала за 16-е число (2004 год).


Просмотров: 1 812
Запись опубликована в рубрике непознанное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.