Игра Го — путь полководца

Интеллектуальные практики и боевые искусства. Путь Го — Путь полководца

В «Чжуани» говорится: «Досыта поев, заканчиваешь день, и нечем тебе занять ум, разве это не повод, чтобы заняться Го?» Хэн Дань в «Новых рассуждениях» говорит: В миру существует развлечение, игра Го, и про неё говорят, что она относится к искусствам ведения боя.
(Чжан Ни, «Канон Го в 13 главах», середина XI века)

Го — это не только игра, но и система ценностей. Это искусство, обучающее Мастерству в самом широком смысле, это развитие личности, а значит Го — это Путь.

«Го учит Духу. Это не просто игра. Это дух, настроение, размышление. Если хочешь быть воином, то должен иметь боевой дух. Генерал должен охватывать умом всё поле, всегда быть первым в атаке, наносить первым удар». Эти слова сказал мне 70-тилетний Мастер Го, У Гуон Си, который обучал меня Го в Харбине. Это были его прощальные слова, которые остро врезались мне в сердце. О каком уровне военного искусства говорит Мастер? Генерал – не просто воин. Он – полководец и стратег.

Мастер Го — носитель Духа. Мастерство в Го определяется сознанием человека, объемом, который сознание способно принять и усвоить. Мастер Го не боится работать с любыми проблемами, Го учит решать сверхмасштабные задачи.

Боевые искусства характеризуются тремя важными критериями мастерства:
1. Мастер боевого искусства способен сражаться и не погибнуть, способен руководить людьми и не погубить их;
2. Мастер способен быть полководцем, то есть он способен трансформировать своё мастерство в мастерство других, передавая его ученикам или соратникам;
3. Мастер способен присоединять сердца людей.

Человек, не обладающий тремя этими факторами, не может быть назван Мастером. Мы можем говорить о бойце, о «машине смерти», о сверхчеловеке, но это только сила. Мастер — это «машина жизни», он лечит, а не разрушает. Мастер побеждает смерть и разрушение, превращая их в созидание и жизнь. Он – созидатель – создатель – творец – инициатор творчества.

Цель Го, как интеллектуальной практики, дать человеку мастерство. Мастер может взять двумя пальцами нож или меч. Оба они будут максимально функциональны в руках Мастера. Го дает человеку высшую интеллектуальную утонченность, позволяя ему увидеть себя, а затем и окружающий мир через призму Го, как модели Мира.

Один Мастер Го из России, когда я спросил его, в чем идея и польза Го, ответил: «Представь, что человек когда-то был практически богом, но с веками человеческая культура оскудела. Го способно вернуть человеку тот потерянный потенциал, поднять его сознание на уровень первозданно-божественного, надчеловеческого. Го раздвигает горизонты сознания».

Мастер не только и не столько обладает силой, хотя она необходима, он в первую очередь Учитель, Стратег, он носитель Традиции и генератор культурного пространства. Мастер ищет и движется, при этом он не нарушает этим движением внутренней гармонии и покоя духа. Дух Мастера не может метаться.

Выхолощенные зрелищностью и состязательностью, отдельные школы Боевых искусств призывают нас делать «невозможное» — совершать подвиги, доказывая своё мастерство. Людям Пути нет нужды что-либо доказывать. Они – видят. Они – не слепы. Путь Го неотделим от подвига, ибо каждое соприкосновение с Го это преодоление самого себя, своей косности, своей неспособности видеть, чувствовать, понимать.

В Го мы ничего не понимаем, но должны понимать, не видим, но должны видеть. На таком преодолении собственной человеческой немощи держится Дух Го. Дух Го позволяет человеку взять такой объем, на который он не способен без этого. Благодаря такому усилию человек может использовать этот объем души, принося пользу себе и другим.

Созданная в Древнем Китае игра Го впитала в себя те же основные идеи, что и философия китайских боевых искусств. К ним можно отнести принципы гибкости, изменчивости, связанности, трансформации, ориентации на максимальную эффективность усилий, при минимуме затраченных сил. Го обладает глубокой философской и символьной системой, тесно связанной и с триграммами и с даосской системой «Девяти дворцов». Сама доска для Го содержит в себе изображение 9 дворцов, отмеченных линиями:

9 дворцов на доске Го

Система обхода 9 дворцов, которая используется в стиле Ушу «Багуа чжан» (Ладонь 8 триграмм), нашла своё отражение в разметке доски, на которой отмечены 9 звездных точек. Эти точки являются осями локальных зон на доске, вокруг которых обычно разворачивается партия Го. В древности доска для Го использовалась в гадательных практиках китайцев, связанных с Книгой Перемен.

«Камни для игры двух цветов (часто это черные и белые камни) символизируют силы Инь и Ян, от взаимодействия которых на доске происходят превращения 10 000 вещей. Числа множества предметов начинаются с единицы. Дорог в раскладе 361. Единица — это хозяин, порождающий числа. Будучи пределом, единица действует движением на четыре стороны. 360 — это символ числа цикличности Неба. Его деление образует четыре, что является символом четырёх времён. На каждый угол приходится по 90 дорог, что символизирует количество дней в сезонах. По внешнему краю располагается 72 дороги, что символизирует количество (пятидневных) периодов года. Всего насчитывается 360 шашек, равное количество чёрных и белых. Тем самым за образец берётся Инь и Ян» (Чжан Ни, «Канон Вейчи в 13 главах», середина XI века).

Япония, перенявшая игру Го от китайской цивилизации, подняла стандарты игры до недосягаемых высот. Японцы не только разработали всю современную теорию игры, они привнесли в Го принципы красоты и гармонии, а также этикет, без которого игра сейчас практически немыслима. Японские мастера Го превратили китайскую стратегическую игру в явление культуры и искусства мирового масштаба, создавая совершенные шедевры оборудования для игры и «бриллиантовые» партии Го. Все самые великие игроки Го, вошедшие в анналы истории, жили и играли в Японии.

Кодекс чести самураев, а также почтительное отношение к смерти человека наполнили Го ритуалом. Подобно китайским мастерам Го, японские мастера тоже считали игру Го метафорой духовной борьбы. Известен случай из жизни Миямото Мусаси, который повстречал на дороге неизвестного ему мастера меча. Оба мастера почувствовали духовную силу друг друга и направились в гостиницу. Там, попросив гобан (доску для Го), они сели играть партию. Увидев, что ни один не уступает другому в силе и искусстве Го, мастера оставили партию и разошлись.

Современные мастера боевых искусств часто — хорошие игроки Го. Развивая с помощью боевых практик своё тело и волю, они совершенствуют своё сознание и дух благодаря усердным занятиям Го.

Японский мастер Го Мэйдзин Отакэ Хидео сказал: «В Го нет места демократии. Напротив, эта игра представляет собой откровенную духовную борьбу, и потому она столь обворожительна».

Михаил Емельянов, 2005.
Автор благодарит К.Э. Возникова за помощь в подготовке статьи.


Просмотров: 2 118
Запись опубликована в рубрике загадочное го. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.