В верованиях монгольских народов, гром — это рёв и скрежет зубов луу, а молния возникает тогда, когда он быстро свивает и распрямляет свой хвост.
У ойратов северо-западной Монголии (дербетов) Лун-ханом называется дух — хозяин местности вокруг Улангома.
Останки динозавров и вымерших крупных млекопитающих, часто встречающиеся в пустыне Гоби, монголы называют лууны яс (кости дракона).
Кроме драконов, нас интересует синий озерный бык из монгольских сказок.
1966 г. в центре сомона Цэнгэл была записана сказка. Главный герой подвергся нападению двух братьев неземного происхождения, младший брат спал на земле, обернувшись волком, а старый скакал на синем быке (синий означает здесь специфический серо-голубой цвет шкуры).
В тувинских сказках установлено наличие одинаковых волшебных предметов, жидкостей (молока трех белых верблюдиц, молока птицы Хан-Херети, пены Синего озера, крови сердца синего озерного быка).
Существует легенда о том, что когда-то в священном озере тувинцев Сут-Холь жил хозяин озера «Холдун кок Бугазы» (Озерный синий Бык). «Когда хозяин начитает выходить из озера то гремит гром, сверкают молнии, по озеру начинают ходить волны высотой больше человеческого роста и с силой разбиваются о скалистые берега.»
В энциклопедии читаем:
«Самые ранние сообщения об обитающих в озерах Центральной Азии водных чудовищах можно обнаружить ещё в древнекитайских средневековых трактатах. Но упоминается о них и в трудах таких авторитетнейших русских учёных и знаменитых путешественников, как Николай Пржевальский, Григорий Потанин и Михаил Певцов.»
Там же, о том где какого типа наблюдали мифических животных:
«Чудовище, временами издающее чрезвычайно страшный рев. Отмечено на озерах: .. Кяргаз-нур (Монголия).»
Светлана Вахитова, озёрный исследователь Федерации Го.