Дело мастера Го

Дело мастера Го

Мастер ткет узор позиции. Изменения на доске происходят незаметно. Они медленно зреют и скрываются от взгляда и понимания. Однако прежде чем случиться, они рождают знаки.

Изменения и события проявляют себя прежде в знаках. По таким предзнаменованиям мастер может определять будущий ход событий.

Тот, кто умеет распознавать и различать знаки, проявленные в ткани камней, редко проигрывает.

О чем могут сказать знаки? Знак предупреждает об опасности, или же он несет благоприятное предзнаменование. С помощью знаков можно понять: вправо ли идти или влево, стоит ли идти или нужно ждать.

Знак похож на боковину плода. Когда бок краснеет от спелости, значит скоро плод упадет. Или же когда колос пшеницы наклоняется, значит зерно уже созрело. Можно еще вспомнить другие знаки: тишина перед бурей, дым – знак огня. Подобно в Го мастер ищет знаки в позиции, которые рассказывают ему о будущем и помогают принимать решения.

Искусство видеть и читать знаки – это искусство мастера. Взор уже должен быть достаточно тонким и чутким, чтобы останавливаться на нюансах, а сознание емким и гибким, чтобы прочесть сообщение, которое несет знак.

Когда плод сорвался с ветки и летит, его крайне трудно поймать, не повредив. Если же он упал и разбился, то ничем его не собрать воедино. Поэтому так важно искусство различения знаков, искусство чтения знаков.

В области создания знаков лежит борьба мастеров. Можно творить ложные знаки либо двусмысленные знаки, которые другой игрок не сможет либо увидеть, либо прочесть. Есть еще знаки, которые рождает игра и их невозможно затушевать. Их читают, если могут, оба игрока.

Когда игрок поднялся над игрой от камней, он играет от позиции. Когда же он поднялся над игрой от позиции, он играет от знаков.

Ткань камней всегда говорит с мастером опосредованно, через знаки. Такой язык подобен языку природы, которая беседует с человеком с помощью предзнаменований. Тот, кто не умеет видеть и читать знаки природы, легко может погибнуть. И в этом лишь его вина.

Мастера Го говорят друг с другом через знаки, поэтому Го называют «беседой рук». Руками и жестами мы создаем знаки либо прямо, либо опосредованно на бумаге или создавая ткань камней на доске, выражая ими слова. Еще данное название Го можно перевести как «беседа ходов», так как ход в Го обозначается знаком «рука». Так как рукой ставятся камни на доску, рукой ткется узор позиции и создаются знаки, совершается действие. Поэтому мы можем также сказать, что Го это «беседа знаками на доске».

Здесь Го перекликается с театром, а мастер Го подобен режиссеру. Ходы мастера – его актеры, а партия – пьеса в которой оба мастера одновременно и режиссеры и зрители. В театре приоритет в разговоре, беседе на сцене отдан языку жестов и движений, а не языку слов. Также и в Го мастера молчат и не должны проявлять эмоций, подобно военачальникам древности. Знаки скажут всё сильнее слов.

Михаил Емельянов, преподаватель Школы Го «Восхождение», помощник Президента Федерации Го, 2006
Классическое Го


Просмотров: 1 939
Запись опубликована в рубрике загадочное го, непознанное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.